Карта сайта. Исповедь.
"Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". (Ин. 20, 21 -23)

Исповедь - таинство, которое может вызвать у новопришедших в храм самые противоречивые чувства: от естественного желания облегчить свою душу, до непреодолимого страха раскрыть свои грехи священнику, в которых порой самому себе стыдно признаться. Смущение, стыд, неуверенность, гордыня - все эти чувства только препятствуют желанию сделать первый шаг к духовному очищению. Как преодолеть их, как решиться на исповедь? На эти вопросы нет единого ответа. Для каждого, это свой путь духовного познания, который заключается в изучении закона Божия, чтении Евангелия, где Сам Господь дает ответы на все наши вопросы. Изучении посланий апостолов, свидетелей пришествия Иисуса Христа, поможет понять тайны бытия, сокрытые в евангельских притчах, так как Сам Господь раскрывал их своим ученикам. Вера в бога - это не наука, которой можно научиться, прочитав универсальный учебник. Вера - это дар Божий, который можно раскрыть в себе только самому, и только с помощью Божией. Вера в Бога, и его способность прощать всем, обратившимся к нему с искренним раскаянием, поможет преодолеть и страх, и смущение, и стыд. Искреннее желание быть с Богом перекроет вашу неуверенность и поможет сделать первый шаг на пути к спасению.

Размышляя об исповеди, люди, неопытные в духовной жизни, часто не видят множественности своих грехов. Они говорят: "Ничего особенного я не совершал"; "У меня нет грехов"; "У меня только мелкие грехи". Чем объяснить такое самомнение, как не духовным окаменением? Святые отцы и учителя наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, а мы пребываем в уверенности, что все у нас хорошо. Порой, чтобы разобраться в своей греховности, необходим светлый образ, оттеняющий нечистоту нашей души. Образ Христа является единственным олицетворением чистоты и безгрешности, однако очень часто он бывает скрыт от нас пеленой наших грехов.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, необходимо научиться различать основные грехи от производных. Например, мы не замечаем рассеянности на молитве, невнимания во время богослужения, отсутствия интереса к чтению Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу?

Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство, раздражительность, гнев; но гораздо важнее открыть и понять их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление быть всегда в обществе, на людях, проявляем насмешливость, злословие, если мы излишне заботимся о своей наружности и одежде, то надо внимательно посмотреть на свою душу, так как чаще всего это проявляется тщеславие и гордыня.

Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, безутешно скорбим об отошедших, то не кроется ли, в глубине этих искренних чувств неверие в благой промысел Божий?

Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, - чаще вспоминать то, в чем обычно обвиняют нас другие люди, бок о бок с нами живущие, наши близкие: очень часто их обвинения справедливы.

Для такого глубокого самоанализ, с определением первопричины и следствия, нужен богатый жизненный и духовный опыт. Что делать молодым и неопытным, а также духовно бедным людям? Здесь только один совет - больше читать Евангелие и послания Апостолов, чаще разговаривать со своим духовным отцом, а если у вас его нет, то обратиться к священнику. При таком испытании сердца очень важно не впасть в чрезмерную мнительность. Став на этот путь можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Разобраться в этом вам поможет опытный священнослужитель. Не стесняйтесь подходить к священникам. В вопросах религии очень важно не перейти в область суеверий, ограничившись "кухонными" беседами о Боге.

Приготовление к исповеди заключается не только в воспоминании своих грехов, но в покаянии. Исповедник должен принести не просто список грехов, а покаянное чувство. Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если сердце наше пока еще не способно на искреннее покаяние? Не спешите отказываться от исповеди в ожидании покаянного чувства. Бог может коснуться сердца и в течение самой исповеди: перечисление вслух грехов и молитва священника может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство.

И так, каждый, приступающий к исповеди, должен знать, что исповедь - не индульгенция, при которой чувство смущения, стыда и даже покаяния служит как бы платой, вносимой за грех и позволяющей жить дальше как ни в чем не бывало. Исповедь - это процесс, в котором человек раскрывается не только для Бога, но и для самого себя. Исповедь, без преувеличения, можно назвать процессом рождения личности, процессом иногда мучительным, так как человеку приходится от себя что-то отсекать, что-то вырывать с корнем, но и процессом спасительным и в итоге всегда радостным.

Как проходит исповедь?
Приходить следует к началу исповеди, когда вместе со священником читается общая молитва, и называются вслух имена присутствующих. Если вы опоздали, то ожидая своей очереди, молитесь про себя. Готовящиеся к исповеди, не должны подходить очень близко к священнику и исповедующемуся. Даже стечение большого числа людей в храме не должно служить оправданием. Тайна исповеди должна быть ограждена от всего, в том числе и от давки. Когда очередь доходит до вас, то необходимо повернуться к стоящим позади вас людям, и, сложив крестообразно руки на груди, так чтобы правая рука находилась сверху, поклониться, и произнести: "Простите меня грешного(ую)." Таким образом, прося прощения у людей, вы приступаете к Таинству с неотягощенной совестью. При этом обязательно и самому простить всех, кто обидел нас, оскорбил, причинил зло. Если мы сами не прощаем другим людям, то как можно просить у Бога прощения наших грехов? Подойдя к священнику, вы увидете рядом с ним аналое, на котором будет лежать Евангелие и крест. Перекреститесь, и поцелуйте сначала Евангелие, а затем крест. После этого четко назовите свое имя: "Раб(а) Божий(ая) . . .". Далее приступайте к перечислению свои грехов: "Согрешил(ла) пред Богом . . .". И помните, исповедь - это не беседа со священником. Исповедуясь, мы только перечисляем наши грехи, а не рассказываем те ситуации, в которых они были совершены, и уж тем более не обвиняем и не жалуемся на других, не оправдываем себя. Для удобства, грехи можно написать на листочек, и в момент исповеди зачитать их.