Карта сайта. История кафедрального собора св. блгв. кн. Алекандра - Невского.

История строительства Александро - Невской церкви.

Александро-Невская Горнозаводская церковь появилась в Петрозаводске, когда история города насчитывала уже более ста лет. Не случайным явился выбор посвящения главного престола храма: святой благоверный князь Александр Невский, канонизированный Русской Православной Церковью как славный защитник Отечества, издавна почитался покровителем северного Олонецкого края. Один из приделов первой церкви Петрозаводска во имя апостолов Петра и Павла был освящен в честь святого князя Александра Невского. Недаром и Александровский пушечный завод, с которого началась история столицы Карелии, был назван именно в честь небесного патрона русского воинства.

Мастеровые пушечного завода первоначально являлись прихожанами Зарецкой Троицкой церкви, сооруженной еще в 1792 г. по благословению олонецкого епископа Вениамина на средства купеческой вдовы Ертовой из города Вытегра. По традиции здесь, на правом берегу реки Лососинка селились мастеровые со своими семьями. Местность была «голая, каменистая и болотистая», поэтому впоследствии получила название «Голики», «Голиковка». До постройки Троицкой церкви в Петрозаводске находился всего один храм, деревянный Петропавловский собор, возведенный по плану императора Петра I. По просьбе мастеровых Александровского завода, городских мещан и купцов при кладбищенской Троицкой церкви 12 июня 1800 г. был учрежден самостоятельный приход. Как сообщает архивный документ, «по тесноте приходские люди… граждане и обыватели все желание иметь особого священника с причетом и с выдачею им довольного жалованья объявили». В том же году по общему согласию и одобрению прихожан для проведения богослужений и требоисполнения в заводских кварталах Зарека (так называлась старая рабочая слобода) и Голиковка был избран священник Афанасий Иванов. Ему полагалось жалование от завода 200 рублей. В 1808 г. (по другой версии чуть позднее, в 1811 г.) рядом с Троицким храмом был заложен фундамент для новой заводской церкви во имя святого князя Александра Невского. Однако скоро работы прекратились: «план по ближайшему рассмотрению оказался неудобным». Начавшаяся в 1812 г. война надолго прервала строительство.

Между тем через некоторое время стало ясно – Александровскому заводу крайне необходим более обширный храм. Рабочая слобода постепенно расширялась, число заводских рабочих в первой четверти XIX в. неуклонно росло (по данным историков А.М Пашкова и С.Н. Филимончик, в 1812 г. на заводе трудилось 808 человек; в 1819 г. – 1390 человек). Если судить по клировой ведомости, в 1817 г. прихожанами Троицкой церкви, где служили протоиерей Иосиф Ярославлев, диакон Иван Федоров, дьячек Феодор Афанасьев и пономарь Иван Соколов, были 1100 мужчин и 1020 женщин «заводского разного звания чиновники, военные и мастеровые Александровского завода»; всего 275 дворов.

Первую в городе каменную церковь решили возводить на пожертвования мастеровых и служителей: много лет, начиная с 1808 г., с каждого заработанного на заводе рубля в фонд строительства отчислялось по 2 копейки. Таково было условие Новгородской духовной консистории: «не инако как на доброхотноскладчинную постройку». Часть средств на возведение церкви – 30 тыс. руб. – поступила из императорской казны по указанию Александра I, который в августе 1819 г. посетил Петрозаводск для ознакомительного осмотра завода. Пожертвования шли от горных чиновников и петрозаводских купцов.

В феврале 1826 г. для руководства работами по строительству церкви была учреждена особая комиссия. Ее председателем стал управляющий Олонецкими горными заводами Адам Армстронг, а наставление о деятельности комиссии составил Горный начальник Александр Фуллон. На объявленный конкурс были представлены проекты будущей церкви трех архитекторов: Джакомо Кваренги, Вильяма Гесте (вариант с чугунными колоннами, которые предполагалось отлить на Александровском заводе) и Александра Ивановича Посникова.

Место для заводского храма – пустырь между двумя городскими районами Голиковка, где стояли одноэтажные избы мастеровых завода, и Зарека – был выбран уже давно, еще в прошлом столетии. На старинном плане Петрозаводска, составленном в 1785 г. при генерал-губернаторе Т.И. Тутолмине, по правому берегу реки Лососинка была начерчена квадратная просторная Заводская площадь с горнозаводской церковью в центре. Идея строительства нового храма для мастеровых возникла при Аниките Сергеевиче Ярцове, руководившем Александровским заводом до 1782 г. (при нем, кстати, был выстроен ансамбль Круглой площади из восьми зданий для размещения в них управлений завода и горнозаводского округа). Однако, воплощение этой идеи из-за нехватки средств были вынуждены откладывать до конца первой четверти XIX в.

Строительство по наиболее подходящему для Петрозаводска проекту, предложенному архитектором Департамента горных и соляных дел Александром Ивановичем Посниковым, началось в 1825 г. (за два года до образования самостоятельной Олонецкой епархии) и продолжалось семь лет. Заметим, что это был непростой период в истории Александровского завода, который, по оценкам исследователей, в 20–50-е гг. XIX в. переживал настоящий кризис (по старинке в Петрозаводске продолжали отливать устаревшие гладкоствольные чугунные орудия).

Александр Иванович Посников, выходец из обер-офицерских детей, с 1787 г. работал при Городовой Думе столицы. Архитектором он стал в 1799 г., когда перешел на службу при конторе городских строений. В начале XIX в. выполнял задания Монетного двора, а с 1811 г. служил в Департаменте горных и соляных дел. Александр Иванович принимал участие в проектировании городов-заводов, а в 1820 г. участвовал в конкурсе на проект арсенала Златоустовского завода. С 1825 г. он строит новый литейный завод в Петербурге (старый был разрушен наводнением), входивший в группу Олонецких заводов. Ивестен как автор проекта колонного зала Горного института — одного из лучших интерьеров периода классицизма. По планам Александра Ивановича создавалась церковь при Горном институте, а также колокольня Крестовоздвиженской церкви на Лиговском проспекте (1811–1812 гг.), сохранившаяся до наших дней.

По приглашению Посникова в Петрозаводск на время строительства церкви приехал опытный инженер Пьетро Карло Мадерни, уроженец итальянской Швейцарии, который до 1828 г. был «при смотрении каменных работ» и свою задачу «исправлял с отличнейшим усердием». Купола крыл железом присланный из столицы мастер Черняев с холмогорскими кровельщиками. Малярные работы в храме выполняли Викула Евстафьев из Санкт-Петербурга и крестьянин Костромской губернии Тимофей Козьмин с артелью. В строительстве принимали участие горожане всех сословий и крестьянские артели из разных уездов Олонецкой губернии.

О торжественной закладке Александро-Невской церкви: 1826 года июля 22-го дня согласно распоряжения комиссии о простроении церкви при Александровском заводе по отслужении торжественного молебствия … священники Петропавловского собора со святыми хоругвями и в сопровождении членов комиссии, многих заводских и гражданских чиновников, мастеровых и граждан отправились к месту строения новой каменной церкви, где, соединившись со священником Троицкой Зарецкой церкви, прибывшим с таковою же церемонией, отслужили торжественное молебствие с водоосвящением и приличными обрядами, по окончании коего Троицкой церкви иерей Иван Васильевский произнес весьма приличную случаю сему речь… после чего доставленные от г-на корного начальника вещи, а именно: медная золоченая доска, медали и серебряным деньги нового чекана, вмещенные в приготовленных на сей предмет ящиках, положены были в основании церкви против главного алтаря, и потом члены комиссии, заводской священник и некоторые другие чиновники заводские и гражданские, положив в оснвоание по камню на известь, с усердными желаниями об успешном производстве и благополучном совершении начатого строения, разошлись…» (Источник: Петрозаводск: 300 лет истории. Кн. 2)

Из акта освидетельствования вновь построенной Александро-Невской церкви: «1) Церковь сия выстроена на месте, утвержденном г-ном генерал-губернатором архангельским, вологодским и олонецким и отведенном губернским землемером. 2) Постройка произведена из лучших материалов на прочном фундаменте с гранитным тесаным цоколем и тесаными же из зеленоватого камня тремя крыльцами и площадками… во всем согласно плана, фасада и профиля, составленных архитектором Постниковым и утвержденных 10 июля 1825 г. … Серафимом, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, и 11 марта 1826 г. … генерал-губернатором … Миницким, кроме некоторых лепных украшений, назначенных по профилю в куполе и сводах церкви, кои в натеру не устроены. Впрочем, строение возведено весьма прочно и во всем согласно описи, утвержденной членами комиссии. 3) Показанные же по счету, подписанному членами оной, материалы и вещи действительно употреблены на сооружение означенной церкви вполне, и строение производилось за бдительным присмотром опытного каменных дел мастера…». Документ подписали 29 июля 1833 г. член правления коллежский асессор Михаил Шелегов и смотритель чертежной Олонецких заводов титулярный советник Реталлик. (Источник: Петрозаводск: 300 лет истории. Кн. 2)

27 января 1832 г. в день святого Иоанна Златоуста новый заводской храм торжественно освятил Преосвященный Игнатий (Семенов) в сослужении петрозаводского духовенства. Просторная Александровская церковь, свободно вмещавшая до 1,5 тыс. человек, имела три придела — главный престол во имя святого благоверного князя Александра Невского, правый — Святой Троицы, левый — святителя Николая Чудотворца. Работы по устройству иконостаса были проведены под руководством мастера Алексея Боброва из Кексгольма (современный город Приозерск Ленинградской области). Петербургский художник Александр Чижов скопировал на холсте лучшие образцы росписей Казанского собора, походной церкви Александра I, Александро-Невской лавры, церквей Главного штаба, Михайловского замка и придворной церкви Зимнего дворца. Известно, что епископ Игнатий распорядился переписать некоторые детали икон: положение пальцев благословляющих рук на изображении Спаса, непокрытые волосы и лоб Богоматери, неприкрытое одеянием тело младенца Иисуса. Владыка опасался, что любое отклонение от устоявшихся традиций в иконописи могло оттолкнуть от Православной Церкви тех, кто втайне в той или иной мере склонялся к старообрядчеству. Как известно, в Олонецкой губернии находился мощнейший центр приверженцев древлего благочестия – Выговская пустынь. Жили старообрядцы и в Петрозаводске.

В одной из четырехугольных башен церкви, на южной стороне, была устроена колокольня с восемью колоколами весом 157 пудов 34 фунта, 53 пуда, 18 пудов 22 фунта, 10 пудов 22 фунта, 5 пудов 12 фунтов, 2 пуда 4 1/2 фунта, 1 пуд 5 1/2 фунта, 21 фунт. Любопытно, что 53-пудовый колокол был взят по благословению епископа Игнатия из старой Троицкой церкви по просьбе первого священника Александро-Невской церкви; его отлили в Белозерске в 1813 г. из старых разбитых колоколов.

Гармоничностью своих пропорций, блеском золотых (первоначально зеленых) куполов храм уверенно «держал» все окружающее пространство. Посетивший Петрозаводск в начале ХХ в. историк М.А. Гудошников назвал Александро-Невскую церковь, возведенную в стиле классицизма, одной из лучших построек города: «Следующее здание, заслуживающее внимания по своему художественному исполнению, это заводская церковь на Голиковке… Выстроена она в том же стиле что и правительственные дома, строил ее такой же безымянный художник, может быть ученик большого мастера. Постройка выполнена в скромных размерах, число колонн сведено до четырех, очень красиво выведен главный купол. Среди серых построек городской окраины эта церковь выделяется красивым пятном и глаз невольно останавливается на правильности архитектурных форм».

До 28 декабря 1838 г. церковь подчинялась епархиальному начальству, а затем была передана в распоряжение Александровского завода, который находился в ведении Департамента горных и соляных дел. В 1873 г. Александро-Невская церковь снова возвратилась в духовное ведомство.

Часовни, приписанные к Александро-Невской церкви:

  • «на Голикове у угольных сараев на месте мещанина из мастеровых Бриткина во имя вмч. Георгия, построена, по преданию, с основания города»;
  • «в Голиковском участке на перекрестке» (крест, обшитый со всех сторон, вход через особую дверь) в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста; в ней служили 14 сентября (по старому ст.), на крестополконной неделе и в мае при выгоне скота;
  • «по Тюремной улице во имя Животворящего Креста Господня, на месте мещанки Поповой, стоит с основания города, была исправлена в 1885 г.»;
  • «в Голиковском участке на выгоне, построена в 1886 г. мещанином из мастеровых Подкопаевым с соседями» (обшитый со всех сторон поклонный крест);
  • «крест на площади против заводских конюшен», обшит со всех сторон, устроен в 1879 г.

Приходской дом Александро-Невской церкви: «Вследствие ходатайства Олонецкого Епархиального начальства с согласия Начальника Олонецких Горных заводов, по Высочайшему Его Императорского Величества, Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича повелению, состоявшемуся в 11 день июля 1872 года, передана из Заводоуправления, 17 июля 1872 года, в Александро-Невскую церковь для жительства священноцерковнослужителей, деревянная казарма с мезонином, землею и каменным флигелем. Казарма сия находится в близком расстоянии от церкви, на каменном фундаменте, длиной по лицевой стороне 15, шириной во двор 7 сажен 2 аршина. Дворовый одноэтажный каменный флигель, длиной 9 шириной 6 сажен, на каменном фундаменте с железной крышей. Два деревянных сарая на каменных столбах, с деревянными крышами, каждый сарай длиной 33 сажени и шириной 3,83 саж. При казарме по лицевой стороне забор с двумя воротами длиной 10,5 саж., внутренний забор с двумя воротами длиной 70 саж. Длина всего места по лицевой стороне 25,5 саж. и ширина во двор 45 саж., составляющих всего 1147,5 саж. квадратных площади занятой строениями и двором. Казарма приспособлена для жительства причта на церковную сумму, и в ней и флигеле помещается причт».

Кожевникова Ю.Н.

Священно-церковнослужители Александро - Невской церкви.

Священник Иаков Васильевский (с 31.01.1826);
Священник Василий Зверев (с 13.02.1843);
Протоиерей Трофим Звероловлев (с 06.08.1847);
Протоиерей Александр Надежин (с 28.02.1846, являлся настоятелем более 34 лет);
Протоиерей Адриан Благовещенский (настоятель в 1882);
Протоиерей Михаил Рыборецкий (с 17.12.1880, настоятель);
Священник Василий Нименский (с 19.12.1882);
Священник Петр Охотин (с 15.03.1894);
Протоиерей Андрей Братолюбов (1910-е);
Иеромонах Иоанн Братолюбов (1910-е);
Священник Павел Герасимов (нач.20 в.);
Протоиерей Василий Хазов (1920-е, настоятель);
Священник Георгий Гумилев (1920-1923);
Протоиерей Викентий Красов (1919);
Протоиерей Иоанн Дроздин (1924);
Священник Феодор Молчанов (1924).

Диакон Иоанн Гиляранский (с 08.02.1820);
Диакон на вакансии дьячка Иоанн Замошский (с 04.11.1851);
Диакон на вакансии псаломщика Петр Миролюбов (с 09.02.1865);
Диакон на вакансии псаломщика Николай Смирнов (с 15.03.1876);
Диакон Иоанн Благовещенский (с 19.05.1886);
Диакон Андрей Тихомиров (с 07.06.1888);
Диакон на вакансии псаломщика Василий Соколовский (с 6.11.1888);
Диакон на вакансии псаломщика Николай Первенцев (с 25.07.1893);
Диакон Тимофей Петровский (н.20 в.);
Диакон Константин Мизеров (1920-е).

Дьячок Феодор Афанасьев (с 10.11.1800);
Дьячок Николай Романов (до 1857);
Дьячок Иоанн Перский (с 12.10.1857);
Пономарь Евсигний Аменов (с 13.09.1828);
Пономарь Петр Шабров (с 29.007.1846);
Пономарь Павел Покровский (с 18.04.1849);
Пономарь Андрей Веселовский (1864-65);
И.о. псаломщика Николай Климовский(1881);
Псаломщик Виктор Воздвиженский (с 30.07.1882);
Псаломщик Петр Устьвольский (с 22.02.1887);
Псаломщик Константин Дорошин (с 04.1897);
Псаломщик Петр Рождественский (1910 - нач. 1920-х)

Составители: Басова Н.А., Тюкова К.Э.

Церковно-приходская школа.

17 января 1888 г. при Александро-Невской Заводской церкви открылась первая в Петрозаводске церковно-приходская школа для детей мастеровых Александровского пушечного завода. До этого времени в городе действовали только мужские и женские училища, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения. Новая школа появилась в то самое время, когда в России народное образование было передано под управление и надзор Православной Церкви. В каждой епархии тогда создавались училищные советы во главе с епископами, которые ежегодно отчитывались перед Синодом о результатах своей просветительской работы.

Идея организации школы принадлежала священнику Александро-Невской церкви Василию Васильевичу Нименскому. Именно он в конце ноября 1887 г. написал прошение на имя олонецкого епископа Павла (Доброхотова), чтобы тот благословил доброе и столь нужное горожанам начинание. Первоначально планировалось обучение 25 мальчиков и девочек. Новость о школе быстро распространилась среди прихожан Александро-Невской церкви. На первое занятие за партами собралось сорок детишек, а уже через год в школу ходило более восьми десятков учеников. Пришлось разделить их на два отделения и пригласить дополнительных учителей, местных диакона и псаломщика.

Отец Василий все свое свободное время тратил на поиск денег для лучшего обустройства школы, которая нуждалась во многом, начиная от дров для отопления печей до учебных пособий, бесплатно раздававшихся ученикам. Кружечный сбор давал небольшие суммы: буквально по копейкам за год складывалось около 25 руб. Прихожане-мастеровые не могли исполнить первоначальное обещание выдавать пособие, так как именно весной 1888 г. резко сократился объем работ на Александровском заводе и уменьшились зарплаты. Даже самый незначительный налог – полкопейки из «крайне ничтожного заработка» – оказался им не под силу. Еще одной попыткой отца Василия преодолеть хроническую скудость школьных средств стало создание в том же 1888 г. ремесленного отделения – «небесполезно для населения прихода». В столярной и токарной мастерских при помощи мальчиков выполнялись различные заказы прихожан.

Первое время школа располагалась в наемном доме госпожи Кошелевой «на Заводской площади против церкви». За его аренду приходилось ежегодно отдавать 72 руб. Владыка, обратив особое внимание на школу в 1895 г., предложил найти для нее помещение в зданиях, принадлежащих самой Александро-Невской церкви. После недолгих раздумий был выбран одноэтажный каменный флигель, стоявший по ул. Большая Голиковская (современная ул. Володарского) во дворе деревянного приходского дома. В двух квартирах, где прежде жили заштатный диакон и просвирня, вскоре убрали лишние перегородки и сделали «косметический» ремонт. Именно здесь, недалеко от храма Александро-Невская школа, которая иногда в документах называется училищем, просуществовала до самого своего закрытия в 1918 г. (затем ее здание передали Карельскому отделу народного образования). 1 сентября 1891 г. школьные помещения освятили протоиерей Петр Филиппович Щеглов (ректор Олонецкой духовной семинарии), местный причт и священник Василий Соколов (представитель епархиального училищного совета). Накануне же состоялся «прием детей в школу»: в нее пришли записаться 14 «новеньких» и 26 «прошлогодних» мальчиков и девочек.

Дети обучались бесплатно, все они родились и росли в небогатых семьях мастеровых завода. На какие же средства содержалась школа? Деньги поступали из разных источников. Кроме скромной суммы от прихожан Александро-Невской церкви, ежегодно местное земство давало 180 руб., Петрозаводская градская дума вносила 100 руб., из этих денег платились жалования учителям и наставницам. Все остальные доходы были случайны, «от доброхотов». Современники писали: «население города относится к школе весьма сочувственно, но средств прихожане собственно Заводской церкви дать от себя на содержание школы не могут по бедности своей». Среди тех энтузиастов, кто работал в церковно-приходской школе порой за символическое жалование 10 руб. в год, назовем имена священника Александро-Невской церкви Михаила Рыборецкого, возглавлявшего учительский коллектив в 1895 г., диаконов Андрея Тихомирова и Николая Первенцева. Три наставницы, окончившие Мариинскую женскую гимназию в Петрозаводске, присматривали за порядком и поведением воспитанников – девицы Лидия Иванова за старшую и ее помощницы Екатерина Звероловлева и Клавдия Михайлова. За чистотой в помещениях и на школьном дворике следил живший при школе сторож Александр Егоров. Денежного жалования за свои труды он не получал, работал «за одну квартиру».

Учебный год традиционно длился с 1 сентября по 1 июля, на два летних месяца приходилось «вакационное время». Звон медного колокольчика созывал учеников к урокам, начинавшимся в 9 утра с общей молитвы. В просторной и светлой классной комнате стояли парты и учительская кафедра, висела «арифметическая» доска, в двух больших шкафах хранились книги (в 1895 г. – 79 наименований, школьная библиотека все время пополнялась за счет пожертвований), которыми, кстати, пользовались не только дети, но и их родители. Каждый ученик в классе имел свою «аспидную» доску, чернильницу, ручку со стальным пером, линейку. Список предметов был утвержден Владыкой – закон Божий, чтение, арифметика, пение. Девочки три раза в неделю дополнительно занимались рукоделием (шили, вязали, вышивали). Все воспитанники в свободные от занятий воскресные и праздничные дни пели во время богослужений в Александро-Невской церкви Символ веры и молитву Господню. В храмовые праздники – тропарь с припевами на молебне и величание св.блгв.кн. Александра Невского и свт. Николая Мирликийского Чудотворца. На первой неделе Великого поста дети исполняли за повечериями припев канона Андрею Критскому.

Кожевникова Ю.Н.

Закрытие Александро-Невской церкви.

В какой обстановке закрывалась церковь, построенная на средства рабочих Александровского завода? Об этом расказывает петрозаводский историк Н.А. Басова, приводя ценные сведения из архивных документов. Согласно агентурным сводкам местного ГПУ за 1929 г., тема закрытия храма активно обсуждалась горожанами. Старшее поколение было не согласно с передачей церковного здания под клуб: «церковь не государства, а заводских рабочих. Наши отцы и деды построили ее на свои деньги, и мы будем протестовать, почему нужна церковь под клуб, неужели не хватит средств выстроить клуб для рабочих?». Можно было услышать и более радикальные заявления прихожан: «Не пощажу своей жизни, а церковь не будет отдана под клуб, все равно сожжем», «с первых же дней в клубе, переоборудованном из церкви, будем буза и кой-кому попадет, рабочие восстанут». В то же время «зарецкие хулиганы», т.е. рабочая молодежь, признавались, что им «все равно, что возьмут церковь под клуб, ближе трепаться ходить».

Жены рабочих свидетельствовали о том, что среди пьянства и тягот повседневной жизни церковь оставалась для них единственным утешением: «чтобы успокоить свою душу, найти где-либо покой, кроме церкви негде. В церковь ведь мы можем прийти в любое время, там дорога и двери открыты, а кто не хочет, может мимо пройти, а в клуб-то идти, ведь денежки надо, там с дверей не пропустят, а где у рабочих деньги на клуб, когда они с пивнушки не выходят. Закрывайте сначала кабаки и пивные, а потом церковь».

Приходской совет Александро-Невской церкви до последнего боролся за свой храм, верующие собирали подписи против его закрытия, обращались с просьбами в местные органы власти. В эти годы в газетах развернулась широкая антицерковная кампания. Регулярно печатались статьи, разоблачающие членов общины Александро-Невской церкви, в которых их усилия спасти родной храм возмущенно назывались «антисоветской агитацией, фабрикацией подложных документов». Неудивительно, что большинство рабочих Онежского (бывшего Александровского) завода на общем собрании проголосовало за закрытие церкви.

21 июня 1929 г. Петрозаводский горсовет вынес постановление о передаче здания церкви под промышленный отдел краеведческого музея, а 26 июня КарЦИК его утвердил. В результате перестройки был искажен внешний облик церкви, внутри сделаны этажные перекрытия. В 1931 г. здесь открылась первая музейная экспозиция. В послевоенные годы для хранения был устроен подвал – единственное на многие годы хранилище для 100 тысяч музейных экспонатов, в числе которых были церковная утварь и колокола бывшего заводского храма.


Вернуться к началу страницы