Карта сайта. Внутреннее устройство кафедрального собора св. блгв. кн. Александра Невского.

Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую ветхозаветную древность. Как и древний Иерусалимский храм, православный храм состоит из трех частей: алтаря, среднего храма (или просто храма) и притвора (или трапезной). Кроме того, храм может иметь один или несколько дополнительных приделов со своими алтарями. Христианские храмы стояли алтарями на восток – в сторону, где восходит солнце, так как Господа Иисуса Христа Церковь именует «Светом тихим», «Солнцем правды», пришедшим «с высоты востока». Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия.

Алтарь – святая святых храма. Само слово «алтарь» означает «повышенный жертвенник». Устраивается он обычно на возвышении. Входить туда разрешается только посвященным: священно – и церковнослужителям. Верующие обычно располагаются в той части, которая называется собственно храмом

Внутри алтаря находится главная святыня – престол. Это особо освященный стол, на котором находятся семисвечник, ковчег с запасными святыми Дарами, Евангелие и кресты. В Александро - Невском соборе находится 2 престола: центральный освящен в память св. блгв. кн. Александра Невского, а малый, расположенный в южном приделе, освящен в честь карельских святых. Прикасаться к престолу могут только священнослужители. Под престолом хранятся частицы мощей христианских мучеников, освящающих собой место его расположения и напоминающих нам, что мученики за веру Христову – это столпы, прочное основание, на котором держится Церковь. На престоле во время литургии совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Здание, предназначенное для молитвы, но не имеющее святого престола, не является церковью, но только молитвенным домом или часовней. Алтарь отделяется от храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В ней три двери. Центральные, самые большие двери, расположенные напротив святого престола, называются Царскими вратами. Через них невидимо выходит к нам Сам Иисус Христос в чаше со святыми Дарами. На царских вратах изображается Благовещение (Архангел Гавриил возвещает Пресвятой Деве о рождении от Нее долгожданного Мессии, Спасителя мира) и четыре евангелиста. В эти двери не разрешается входить никому, кроме священнослужителей. Царские врата имеют завесу, которая открывается или закрывается в определенные моменты богослужения. Справа от Царских врат в иконостасе помещается икона Спасителя, слева – образ Пресвятой Богородицы, за ними – иконы особо чтимых святых. Как правило, правее от образа спасителя помещается храмовая икона, на которой изображен святой или праздник, в честь которого освящен храм. Боковые двери называются диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы. Южные двери располагаются справа, а северные – слева.

Возвышением перед иконостасом называется солея. Середина солеи, полукруглый выступ перед Царскими вратами, называется амвон. С амвона преподается верующим Святое Причастие, проповедует священник, произносит ектении (моления, содержащие ряд кратких прошений) диакон.

Иконы также располагаются по всем стенам храма в рамках под стеклом – киотах. Иконы можно увидеть лежащими на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами устанавливают подсвечники, на которые верующие могут ставить свечи. Свечи, которые верующие покупают в храме имеют несколько духовных значений. Поскольку свеча покупается, то она уже символизирует добровольную посильную жертву человека Богу и храму Его. Для Господа не имеет значения какого размера свечу вы ставите в подсвечник. Некоторые ошибочно предполагают, что чем больше свеча, тем быстрее Господь откликнется на их просьбы, забывая о молитве, о соблюдении заповедей Его, о покаянии и причащении Святых Таинств. Свеча есть свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча выражает горячую любовь к Господу, Матери Божией, Ангелу или святым, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Если нет этой любви и благоговения, то и свеча теряет свое значение, а жертва наша становится напрасной.

В храме также располагается канун – латунное Распятие и ряды подсвечников на латунном ящике. На канун ставят свечи об упокоении усопших. На столик рядом с кануном вы можете положить вашу жертву на храм, принесенную в память усопших: вино, муку, фрукты, сладости. Здесь же служат заупокойные службы – панихиды, литии.

Освещают храм паникадила, свисающие с потолка. На них расположено множество лампочек, которые зажигаются в торжественные моменты службы.

Вернуться на главную страницу.