Карта сайта. Святыни и подвижники.

Святыни.

Икона Владимирской Божией Матери, подаренная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в день великого освящения Кафедрального Александро-Невского собора.

Владимирская икона Божией Матери считается главной чудотворной иконой России, ее величайшей национальной святыней. Она была написана талантливым греческим художником в Константинополе в начале XII в. и прислана в Киев. Как сообщает летопись, в 1155 г. Андрей Боголюбский унес ее с собой во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе. Во второй половине XII в. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). В 1395 г. во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом. На протяжении XV в. икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное ее перенесли в Москву, в новый Успенский собор, 23 июня 1480 г. С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала XV в., один из которых сделан для Успенского собора во Владимире, другой — для Успенского собора Московского Кремля, и список начала XVI в. с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля. В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате). В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395 г.), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480 г.) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).

Частицы мощей мц. Параскевы Пятницы, прп. Антония Римлянина и частицы посоха Аарона.

6 июля 2000 г. в Карельском государственном краеведческом музее состоялась передача Петрозаводской и Карельской епархии частиц мощей мц. Параскевы Пятницы, прп. Антония Римлянина и частицы посоха Аарона.Они были принесены в Петрозаводск из Киева в 1829 г. и хранились в ковчежцах серебряной плащаницы в Свято-Духовском соборе. В советский период истории святыни находились в музейном фонде, а в настоящее время они пребывают в Кафедральном Александро-Невском соборе.

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III в. в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева — покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица — целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. В Олонецкой епархии было немало храмов, построенных в честь мученицы Параскевы Пятницы; почти в каждом приходе находилась часовня, посвященная этой святой. Одна из церквей стояла в большом торговом селении Ладва. Ее построили прихожане в 1687 г. Позднее, в XIX в. деревянную церковь перестроили на средства санкт-петербургского купца Дорофея Ивановича Тулина.

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 г. Его родители были богаты, держались православного исповедания веры и воспитали сына в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Антоний принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный долгое время скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 г., сорвала камень, на котором находился Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу р. Волхов при с. Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109 г., память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 г. преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром. В 1131 г. святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 г. и был погребен святителем Нифонтом. Прославлен преподобный Антоний в 1597 г. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января - в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого.

Аарон, ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, был самым старшим из колена Левия. К моменту Исхода евреев из Египта ему исполнилось 83 года (Исход 7, 7). Аарон помогал Моисею во время состязания с египетскими жрецами: его посох превращается в змею, а когда египетские волшебники делают то же самое, то посох-змея Аарона пожирает посохи египтян. С помощью посоха Аарон «наводит казни» на землю Египетскую. Аарон (вместе с Ором) поддерживает воздетые руки молящегося Моисея во время битвы с амалекитянами. По велению Яхве Аарон и его сыновья посвящаются в священнический сан и получают исключительное право совершать определенные (культовые) действия. Это право во время блуждания по пустыне оспаривает двоюродный брат Аарона и Моисея Корей вместе с некоторыми другими «именитыми людьми», но исключительное право рода Аарона подтверждается чудесами (Корей и другие поглощен разверзшейся землей, а посох Аарона чудесно расцветает). Вместе с тем библейское повествование подчеркивает ответственность рода Аарона: за нарушение ритуала двое его старших сыновей пожраны священным огнем Яхве, а Аарон и оставшиеся сыновья не могут их оплакать, чтобы не прервать служения. Во время отсутствия Моисея (на горе Синайской) по требованию народа именно Аарон изготовил золотого тельца как видимое изображение божества, но по заступничеству Моисея не был наказан. Однако же Аарон порицает Моисея за брак с «эфиоплянкой», но покаянием вновь заслуживает прощение. Как и Моисею, Аарону не было дано вступить в Землю Обетованную. Согласно Библии, умер в возрасте 123 лет. Об Аароне рассказывается в книгах Исход, Левит и Числа. Его память в Православной церкви - в неделю святых отец и праотец.

Икона святого благоверного князя Александра Невского.

Икона святого благоверного князя Александра Невского была передана в дар работниками Онежского тракторного завода (бывшего Александровского завода). В XIX в. повседневная жизнь работников Александровского завода, как и все знаменательные события в его истории, были тесно связаны с родным храмом. Престольные праздники торжественно отмечали пять раз в год: 30 августа и 23 ноября – в день памяти святого благоверного князя Александра Невского; день Святой Троицы; 6 декабря и 9 мая – Святителя и Чудотворца Николая.

В 1853 г. «… по случаю свирепствовавшей эпидемии согласно желанию команды заводских мастеровых совершен был в августе в один воскресный день крестный ход из Александровской церкви к кресту за город по Вытегорскому тракту чрез Троицкую и Воздвиженскую церкви и обратно в Кафедральный собор при многочисленном стечении усердных богомольцев».

В 1858 г. на средства общества заводских чиновников и мастеровых в память посещения города императором Александром I и его «монарших милостей и щедрот, оказанных служащим» была написана икона святого князя Александра Невского и помещена в позолоченный киот изящной резьбы. Предполагалось ежегодно 25 июня выносить икону крестным ходом из церкви в завод для совершения молебна. Первый такой вынос состоялся с одобрения Святейшего Синода в 1859 г.

К середине мая 1861 г. свободу от принудительного труда получили 365 человек, отработавших на заводе по двадцать и более лет. 14 мая 1861 г. в заводской Александро-Невской церкви «при большом стечении народа» была отслужена Божественная Литургия, которую совершил ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Виталий. После службы он обратился с приветствием к «новым гражданам», призвав их достойно пользоваться «драгоценным даром свободы». Из церкви мастеровые направились в сквер на Круглой площади перед домом губернатора, где был устроен торжественнный завтрак.

В 1874 г. торжественно отмечалось 100-летие Александровского завода. Накануне основных юбилейных торжеств – 28 июня в 17 часов – в Александро-Невской церкви была отслужена панихида по Петру I, Екатерине II и другим «почившим в Бозе» российским императорам, а также по умершим начальникам, чиновникам и мастеровым завода. На следующий день, 29 июня, после литургии в Александро-Невском заводе и крестного хода все отправились на площадь перед сверлильным цехом, где епископ Ионафан отслужил молебен. Был дан салют – 101 пушечный залп.

Икона вмч.Георгия Победоносца.

26 октября 2003 г., в день чествования Иверской Божией Матери, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил икону вмч. Георгия Победоносца, подаренную собору грузинской общиной. Икона с частицей мощей вмч. Георгия, помещенная в новый резной киот, располагается у северного придела храма.

Святой Георгий Победоносец — ангел и покровитель русского государства. Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 г. Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, стал особым церковным праздником, Юрьевым днем, любимым русским народом "осенним Георгием". Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 г. героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. Это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией — страной Георгия).

Мощевик с частицами мощей, помещенный в алтаре Александро-Невского собора.

В январе 2007 г. в Петрозаводск были доставлены частицы святых мощей: прп. Агапита Врача, свт. Игнатия Брянчанинова, прмч. Евстратия, сщмч. Владимира, митрополита Киевского, прп. Григория Иконописца, прп. Дамиана Целебника, прав. Иулиании, княгини Ольшанской, свт. Филарета, митрополита Киевского (в схиме Феодосия), прп. Еплия Египетского, прп. Алипия Иконописца, сщмч. Климента, епископа Римского, прмч. Василия, прп. Илии Муромца, прп. Моисея Угрина, первомученика архидиакона Стефана, прп. Серафима Саровского, прп. Иосифа Многоболезненного, 12 братьев Греков Строителей, прмч. Кукши, прп. Пимина Многоболезненного, прп. Николы Святоши, св. Марка Гробокопателя, прмч. Афанасия Диакона, прп. Вениамина Печерского, прп. Феофила Киево-Печерского, прп. Феодосия Тотемского, прп. Нестора Летописца, прп. Нестора Некнижного, прп. Иоанна Многострадального, прп. Ипатия Целебника, прп. Ионы Киевского, св.прав. Иоанна Русского, прп. Антония Римлянина, св. блгв. кн. Александра Невского, прп. Елисея Сумского.

Икона "Собор Карельских святых"

Святые, входящие в Собор Карельских Святых (3 июня по новому стилю):
Авраамий (в схиме Антоний) Кенский, Кожеезерский, прп. Ин. 7 Новг.
Авраамий Палеостровский, игумен, ученик прп. Корнилия Палеостровского Ав. 21
Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец Окт. 29
Адриан Ондрусовский (Андрусовский), прмч. М. 17; Ав. 26
Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь Ав. 30; Н. 23
Александр Ошевенский, игумен Ап. 20
Александр (в крещении Амос) Свирский, игумен, чудотворец Ап. 17; Ил. 17 (2-е обретение мощей); Ав. 30
Антоний Карельский, прп. Ап. 18
Антоний (в миру Андрей) Сийский, иером. Д. 7
Арсений Коневский, прп. Ин. 12
Артемий Веркольский, отрок Ин. 23; Окт. 20
Афанасий Мурманский, Олонецкий, игумен Мр. 8
Афанасий Наволоцкий, прп. Ян. 18
Афанасий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30
Афанасий Сяндемский (Сянжемский), Вологодский, прп. Ян. 18
Варлаам Керетский, Архангельский, иером. Ян. 15; Н. 6
Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский, прп. Ин. 19
Вассиан Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Ин. 5, 12
Геннадий Важеозерский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ф. 9
Геннадий Новгородский, архиеп. Д. 4
Герман Валаамский, прп., чудотворец Ин. 28; С. 11
Герман Соловецкий, прп. Ил. 30; Ав. 8
Дамиан (в миру Диомид, в схиме Диодор) Юрьегорский, Каргопольский, прп. Н. 20
Дионисий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30
Евфимий Карельский, прп. Ап. 18
Евфросин (в миру Ефрем) Синозерский, Новгородский, прмч. Мр. 20
Елеазар (Севрюков) Анзерский, Соловецкий, прп. Ян. 13
Елисей Сумский, Соловецкий, прп. Ин. 14
Зосима Соловецкий, игумен Ап. 17; Ав. 8; С. 3
Игнатий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30
Иоанн Яренгский, прп. Ил. 3
Иона Климецкий (Клименецкий), Олонецкий, прп. Мр. 28; Ин. 6
Иона Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Ин. 5, 12
Иона Яшезерский, прп. С. 22
Кассиан Комельский, прп. М. 16
Киприан Стороженский (Сторожевский), прп., бывший разбойник, ученик прп. Адриана Ондрусовского Ав. 26; Н. 2; Петерб.
Кириак Сыринский (Сыльинский), Каргопольский, прп. Ап. 28
Кирилл Челменский (Челмский, Челмогорский), прп., просветитель чуди Д. 8
Корнилий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30
Корнилий Палеостровский, Олонецкий, игумен М. 19; Ав. 21
Лазарь Мурманский (Муромский), Олонецкий, игумен Мр. 8
Леонид Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30
Лонгин Яренгский, Соловецкий, прп. Ил. 3; Окт. 16
Макарий Высокоезерский, прп. С. 19
Макарий Оредежский, Новгородский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 9
Никифор Важеозерский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ф. 9
Пахомий Кенский, прп. суббота по Богоявлении
Савватий Соловецкий, прп., чудотворец Ап. 17; Ав. 8; С. 27
Сергий Валаамский, прп., чудотворец Ин. 28; С. 11
Трифон (в миру Митрофан) Печенгский, Кольский, прп., просветитель лопарей Ф. 1; Д. 15
Феликс Карельский, прп. Ап. 18
Феодор Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30
Ферапонт Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30
Филипп Московский и всея Руси (в миру Феодор Колычев), митр., чудотворец Ян. 9; М. 30; Ил. 3

Святые подвижники.

Блаженный Фаддей Петрозаводский.

26 октября 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II к лику святых причислен блаженный Фаддей Петрозаводский. Он был одним из первых жителей Петрозаводской слободы, основанной Петром I в 1703 г. Строгий постник, прозорливый и мудрый старец, принявший на себя тяжелый подвиг юродства, он явил собой достойный пример подвижнической жизни. Чудом сохранившееся мраморное надгробье с могилы блаженного Фаддея находится в ограде возле Александро-Невского собора.

Житие блаженного Фаддея Петрозаводского.

Долгое время иноверцы совершали набеги на Карельскую землю, жгли храмы, разоряли монастыри, придавали лютой смерти клириков и мирян. Но молитвы православных были услышаны, и Господу было угодно оградить этот край от посягательств святотатцев. Петром Великим были заложены в устье р. Лососинки оружейные заводы, дабы православные могли защитить свою Веру. В это самое время, подобно "свече на свещнице", просветилось пред людьми житие преподобного и богоносного отца нашего Фаддея.

Происходил блаженный Фаддей из Олонецкого края. Это был старец среднего роста, благообразное лицо его было обрамлено сединами. Высокое чело его от постоянных трудов было изборождено морщинами. Был он мирянин. Ко времени пришествия его на Петровские заводы он уже преуспел в добронравном житии. Подражая многим великим христианским подвижникам, для умерщвления плоти носил Фаддей под темной свиткой жесткую власяницу и вериги с железным крестом на груди. В руках его неизменно был железный посох. Жил он в уединении, постоянно занятый трудом и молитвой, употреблял одну постную пищу и то лишь на столько, чтобы поддержать жизнь. И посему Господь именно Фаддея призвал просветить разнородную духовно скудную среду рабочих Петровских заводов и даже преподать наставление самому императору.

Когда стали строиться заводы и наполнятся пришлым людом, старец Фаддей стал выходить из своего уединения по временам и приходить в слободу. Блаженный видел, что население слободы, составленное из переселенцев, насильно согнанных сюда по указу Петра и иностранцев, являло собой скудную, духовно не возделанную ниву. Подобно своему тезоименитому апостолу, нес сюда Фаддей Слово Божие, утверждая население в Православной Вере, в преданности государю и в добрых нравах. В слободе часто приступали к Фаддею сектанты с разговорами о вере, на что он неизменно отвечал им чтением Символа Веры, спрашивая, так ли они содержат, а когда получал лукавые ответы, от дальнейших приставаний оборонялся своим посохом. Тем, кто обращался к нему за словом утешения, разъяснения, совета, тем он отвечал кротко, сердечно, разумно. Слово его было очень теплое и глубоко проникало в душу. Иногда он, желая скрыть свои Дары Благодати Божией и уклониться от почета или, желая подготовить спрашивающего к предстоявшему ему испытанию, говорил прикровенно, юродствуя И лишь по времени становился понятным смысл его речей.

К Фаддею немало собиралось народа. Бывали и простые любопытствующие заглянуть в будущее. Бывали и люди, которые отдавались тяжелым грехам и не желали исправиться. Особенно было немало нарушивших заповедь о целомудрии. Таких старец строго обличал... Также доставалось и обижавшим ближних своих. Угнетенные тяжелым трудом и впечатлениями сурового края, насельники слободы в дни отдыха искали забвения в вине и разгуле. Против того и другого восставал строгим обличителем праведный старец. Смелые речи его были многим не по сердцу, и праведному обличителю нередко приходилось сносить обиды, побои и другие гонения. Блаженный же кротко переносил всё это, молча уходя от обидчиков и молясь за них. Являл Фаддей людям и другие милости. Внешним видом своим он напоминал нищего, поэтому люди охотно давали ему милостыню, которую Фаддей тайно раздавал беднякам. Люди благочестивые обо всем знали и уважали его за это.

Будучи верным сыном Православной Церкви, Фаддей часто посещал храм Божий и нередко приобщался Св. Христовых Тайн. В эти дни лицо его преображалось, сияло фаворским светом, излучая спокойствие и радость. За богослужением он стоял тихо, внимательно слушая чтение и пение. Памятуя слова Господа "Храм Мой Храм молитвы наречется...", Фаддей ревностно относился к церковному благочинию, и когда в храм приходили люди рассеянные, неблагоговейные и начинали разговоры, старец подходил к ним и делал столь строгие внушения, впрочем словом тихим и скромным, что те или замолкали, будучи смущены, или уходили совсем. Поэтому в храме Петропавловском всегда было так чинно, что все поневоле чувствовали: "се дом Божий, сия врата небесная".

В слободе было много старообрядцев, сосланных сюда из разных районов России, недаром современники называли Олонецкий край "раскольничим гнездом", старообрядцам ненавистен был Петр с его церковными реформами, поэтому они постоянно возносили хулу на выстроенный по приказу императора Петропавловский храм. Но Фаддею удалось смирить и их, поскольку старобрядцы видели в нем образец "древлего благочестия". Поэтому смолкали анафемы против православного храма, за порогом которого каждую Службу молился смиренный Фаддей.

Часто на заводы приезжал царь. Жители слободы радостно встречали его, но в глубине своей души таили недовольство реформами царя. Фаддей же, ценивший заботу Петра I об укреплении государства, употребил все свои силы и влияние в слободе, убеждая население, что если не будет заводов, продолжится разорение православной земли. В один из приездов Петра, когда народ встречал царя, выходящего из храма, радостными криками - вдруг из толпы вышел старец Фаддей и, приветствуя императора, повергся к ногам его. Будучи наслышан о том уважении, которое питали к нему даже мятежные жители слободы, царь благосклонно выслушал юродивого старца и даже пригласил навещать его, повелев слугам всегда пропускать юродивого во дворец. Бл. Фаддей в полной мере воспользовался высочайшим приглашением для того, чтобы наставлять и укреплять царя в Православной Вере. И в этом уподобился он апостолу Фаддею, некогда просветившему Едесского царя Авгаря. Петр очень ценил эти встречи, ибо только от правдивого старца мог узнать государь о нуждах простого народа. Петр оценил благотворное влияние Фаддея на духовную жизнь слободы и велел приписать его к заводу. С этого времени старец поселился в хижине к северу от Петропавловского собора. Впечатление от неожиданного сближения старца с царем на всех недовольных государственной властью было поразительное и самое благотворное. Народ следовал примеру своего духовного вождя, исполняя заповеди Божии в повседневной жизни и безусловно подчиняясь императору в сугубо государственных делах. Таким образом, своим общением с государем Фаддей утвердил людей в понимании того, что "несть бо власть, аще не от Бога...".

В 1724 году государь был в последний раз на Петровских заводах. Уезжая, он говорил при прощании старцу: "Почтенный и блаженный старец Фаддей, прощай, в молитвах своих поминай и на путь наш благослови..." Тяжело было смиренному старцу в последний раз видеть своего Венценосного собеседника: он знал, что скоро прервется земной путь императора. "Господь да благословит, - сказал старец, - вхождение и исхождение Ваше со свитой отныне и до века." Не мог, однако, он сдержать переполнявшего его волнения... Заливаясь слезами, старец прибавил: "Надежда Государь! В последний раз вы уезжаете отсюда и не будете нас утешать Вашим присутствием и отеческими милостями! Не бывать, Надежда Государь, не бывать более!..." Слова прозорливого старца тяжело отозвались в сердце Петра. Он в волнении велел присмотреть прилично за Фаддеем. Но слуги переусердствовали и засадили старца в острог. Года не прошло, как исполнилось скорбное предсказание блаженного. Незадолго до смерти Государь вспомнил о предсказании Фаддея, справился, жив ли он, и, узнав, что старец содержится в заключении, послал на Петровские заводы гонца с приказом, освободить блаженного и выдавать до смерти пенсию. 28 января 1725 года Государь умер.

Жизнь в остроге не тяжела была блаженному Фаддею. Здесь он в уединении считал себя, как в пустыне, и готовился к смерти сам. Когда его освободили, он отказался от пенсии и жил по-прежнему подаяниями. Он более и более уединялся, готовясь к ответу у Престола Небесного Царя... И менее чем через год тихо почил в 1726 г. Его со слезами провожали все. Не успела утихнуть печаль по смерти Государя, как постигла Петрозаводск новая разлука. Торжественно похоронили жители труженника и, осиротев, стали часто приходить на его могилку, правя годовую память его 21 августа (3 сентября по н. ст.). Но в скорби своей они были утешены предсказаниями блаженного, что город разрастется и жители будут иметь достаток. Также помнили люди и предсказание о возникновении вместо Петровских заводов нового производства. Вскоре над могилой блаженного выстроили деревянную часовенку, освященную во имя апостола Фаддея, которая простояла до 1802 года. В этом же году, по открытии во второй раз Олонецкой губернии, губернатор Окулов А. М., живший близ церкви в каменном доме, заметил напротив церкви у самого входа неблаговидный старый бревенчатый сруб, приказал его разобрать, а место расчистить. Но, спустя некоторое время, тот же губернатор приказал сделать над могилой Фаддея блаженного вместо деревянного каменный памятник. По преданию, это распоряжение было вызвано тем, что святой старец в сновидении явился Окулову со строгим обличением за слом дома над его могилой.

В конце XIX в. на пожертвования петрозаводчан была построена каменная часовня над могилой блаженного старца. Фаддей был настолько почитаем, что жители города устроили посреди часовни мраморное надгробье, украшенное парчей и сплошным покровом цветов. Но наиболее почитаем Фаддей был в среде учащихся. Ему приходили молиться о благополучном исходе экзаменов.

В XX в. безбожные власти разрушили часовню и сrрыли могилу блаженного. Но и по сей день святое место влечет к себе, и приходят туда, возжечь свечи и помоляться святому угоднику. Как и в прежние времена оставляют здесь записки со своими прошениями, служат панихиды.

Составители: Н.И.Соболев, священник Константин Савандер.

Молитва блаженному Фаддею Петрозаводскому.

О, святый угодниче Божий, блаженне Фаддее! Ты подвигом Христа ради юродства в земли Карельстей подвизался еси. Ты восприял еси на Небесех венец правды, уготованный Господом любящим Его. Мы же, взирающе на образ твой святый, воспоминаем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове, себя же ни во что вменяя, служа людием молитвой и мудрым словом. Избегнув людския славы, духовным забралом юродства прикрываяся, обличителем пороков мира сего явился еси, ревнитель Православной веры и чистоту ея от ереси защитник был еси. Ты же, ныне предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко всемилостивому Богу принеси. Да вразумит нас Господь, жизнь нашу по заповедем Его созидати. Да простятся молитвами твоими, блаженный Фаддее, всякия грехи наша вольная и невольная, и вразумит нас Господь приносити достойныя плоды покаяния и пошлет помощь в учении отрокам нашим. О святый блаженне отче Фаддее, да избавимся молитвою твоею от скорбей и болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веке и сподобимся предстательством твоим избежати глубин адских, но будем вечно славити во святых своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.

Священномученик Николай Богословский.

25 марта 2004 г. на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века от Петрозаводской и Карельской епархии включен протоиерей Николай Богословский. Память сщмч. Николая совершается 4 ноября. Сщмч. Николай родился 3 мая 1875 г. в с.Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. По окончании Казанской духовной семинарии в 1897 г. его рукоположили во священника. В 1918-1925 гг. сщмч. Николай учился в Казанской духовной академии.С 1925 г. он служил сверхштатным священником Свято-Духовского кафедрального собора в Петрозаводске. В 1926 г. удостоен сана протоиерея, 30 октября 1929 г. утвержден штатным священником. Когда собор закрыли, сщмч. Николай вместе с другими клириками перешел служить в церковь во имя вмц. Екатерины. В 1937 г. все духовенство этого храма было арестовано. Священники обвинялись в создании контрреволюционной группы церковников. Сщмч. Николая арестовали 31 августа 1937 г. и заключили в тюрьму в Петрозаводске. Допросы начались сразу же после ареста и продолжались в течение двух месяцев. Сщмч. Николай не подписал ни один из тех протоколов, в которых следователь требовал признания вины. "Участником контрреволюционной организации я не являюсь и о существовании такой организации мне ничего неизвестно", - заявил сщмч. Николай.

2 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила сщмч. Николая к высшей мере наказания. Он был расстрелян 4 ноября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле в пригороде Петрозаводска.

Вернуться на главную страницу.